• Ещё раз о "Новой Москве"

    sviridov_ilya В рамках объявленного конкурса на разработку концепции развития территории Новой Москвы 9 коллективов архитекторов предложили свое оригинальное видение градостроительных перспектив столицы. Результат этого труда, который длился 6 месяцев, власти города предложили на всеобщее обозрение.3 сентября мы с коллегой, депутатом от СР Таганского района Александром Агаяном посетили выставочный павильон на территории Парка Горького, в котором размещаются все предложенные отечественными и заморскими архитекторами предложения.Уже с самой вывески, возглавляющей выставку, у меня начались вопросы. Павильон называется "Концепции развития Московской Агломерации".

    Как известно, под агломерацией (от лат. agglomero – присоединяю, накопляю) понимается либо Городская агломерация – компактное скопление населенных пунктов, либо Региональная агломерация – компактное территориальное размещение городских населенных пунктов, объединенных интенсивными хозяйственными, трудовыми и культурно-бытовыми связями.

    Под Московской агломерацией скорее можно понимать региональную, поскольку она объединяет "интенсивными хозяйственными, трудовыми и культурно-бытовыми связями" более десятка "компактно размещенных населенных пунктов".

    Московская агломерация является по сути "суперагломерацией", включающей в себя Москву и более 70 городов, в том числе 14 с населением свыше 100 тыс. человек, некоторые из которых имеют агломерации второго порядка со всеми ее пригородами; это крупнейший в России макроэкономический регион (территориально-производственный узел) и межрегиональный центр социально-экономического развития и притяжения центральной части и всей России; одна из крупнейших городских агломераций мира (в зависимости от методов подсчета населения занимает 15-18 место) и основа формирующегося Центрального мегалополиса.

    Таким образом, внутри этого павильона я ожидал увидеть идеи по комплексному развитию уже существующей Московской агломерации – то есть именно то, что предлагала СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ взамен нелепого присоединения 144 тысяч гектаров территорий вплоть до Калужской области.

    К сожалению, нас ожидало очередное разочарование: как это часто бывает у наших чиновников, они просто взяли красивое, не слишком понятное, мудреное для слуха обывателя слово "Агломерация", и "прилепили" его к тому, что было.

    Из девяти концепций, предложенных разными коллективами архитекторов, не было ни одной, учитывающей особенности Московского региона как суперагломерации, единого социально-экономического центра всей Европейской (а, во многом, и вообще всей) России. Все предложения касались только Москвы-2, то есть новых юго-западных территорий.

    СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, как последовательный критик этого присоединения (напомню, мы инициировали городской референдум по данному вопросу, направили массу запросов и протестов, и до сих пор не считаем данное решение законным) изначально оспаривала его географическую избирательность и экономическую неоправданность.

    Экономическая сторона вопроса стала камнем преткновения и на совещании у В.В. Путина, который, в частности, заявил: "Если люди не почувствуют для себя какого-то плюса в освоении новых территорий, переезде, скажем, административных зданий на новые территории, то этот проект вообще не имеет никакого смысла... При реализации проекта нельзя относиться к уже принятым решениям как к догме. Конечно, мы будем исходить из того, как будет складываться ситуация и в нашей экономике, каковы возможности финансовой сферы".

    На сегодняшний день первопричина спорного расширения – по крайней мере то, что являлось обоснованием увеличения Москвы для общественного мнения, а именно концентрация государственных органов власти в одном месте – выглядит сомнительной для главы государства именно из-за экономической нецелесообразности.

    Увы, 7 из 9 концепций, предложенных градостроителями, отталкивались именно от идеи перевода в Новую Москву органов госвласти. Выкладываю несколько запомнившихся моментов.

    К примеру, коллектив архитекторов из Grumbach-Wilmotte, Paris, совместно с мастерской Сергея Ткаченко, Центром региональных исследований ВШЭ и рядом других организаций предложили концепцию, стержнем которой является строительство новой ветки метро, с конечной (или начальной, так вернее) станцией в Кремле – для более быстрого сообщения между чиновниками. Дальше французы разошлись еще больше, и спроектировали еще 7 станций метро аж до Калужской области:

    Естественно, никто в Кремле строить метро не будет, поэтому перспективы подобного проекта очевидны. Зато французы подготовили вот такой макет, самый красивый на всей выставке:

    Порадовали здравой логикой немцы из Siemens, работавшие совместно с институтом архитектуры и дизайна "Стрелка", которые в своей работе поставили под сомнение целесообразность именно таких новых границ Москвы.

    Вот их "красивые картинки":

    К слову, нам повезло, мы шли по экспозиции вслед за группой немцев, которым рассказывал о разных достоинствах той или иной концепции зам. директора института Генерального плана г. Москвы Александр Колонтай. Он сообщил много интересных деталей, вроде того, что центром Большой Москвы теперь является Теплостанская возвышенность, а общая ожидаемая численность жителей присоединенных территорий – 2,5 миллиона человек.

    Возвращаясь к экспозиции Сименса, у них я также обнаружил очень полезный стенд по фактическому размещению органов госвласти в Старой, привычной Москве, с оценкой рыночной стоимости занимаемых зданий (суммарно – чуть больше 2 миллиардов долларов):

    И поближе:

    Немного полезной информации от другого коллектива авторов:

    Пара слов о социальном жилье:

    Сравнение Москвы с другими городами явно не в нашу пользу:

    Ну и в финале – совместная работа Архитектурного Бюро "Остоженка" и Ассоциации архитекторов Лиона. Они изначально предложили не переносить органы власти из Москвы, а новым территориям придать характер курортных, рекреационных и малоэтажных жилых зон. Судя по всему, эта концепция наиболее близка к тому, что будет воплощаться в жизнь в ближайшие годы.

    Особенно обращает на себя внимание грамотность использования бывшего грузового кольца ЖД, и территорий выводимых промзон.

    Таким образом, выходит, что изначальная идея – перевод органов госвласти из центра Москвы для облегчения тяжелой транспортной ситуации – была лишь предлогом для большого коммерческого проекта по наиболее простому способу превращения 144 тысяч гектаров подмосковных земель из категорий в основном сельскохозяйственного и лесного назначения в подлежащие застройке земли населенного пункта – Москвы. Жаль, что реально важный вопрос – стратегия развития Московской Агломерации – стал жертвой в этой "Большой игре" латифундистов и толстосумов. Ну а судьба сотен тысяч "новых москвичей", как и миллионов москвичей "старых" уже давно – разменная монета.


    Андрей
    Ответить Подписаться